Итальянские гости
«Царь-сказки» театр Ла Баракка – Тестони Рагацци (Болонья) представили на сцене
«Малого» постановку «Домик» (реж. Бруно Капальи) с уникальной для российского
зрителя возрастной меткой «1+». Работать с малышами непросто, но по-настоящему
огромный опыт театра, на протяжении 38 лет радующего начинающих тетралов от 1
года до 4 лет импровизационными, сюрреалистическими постановками, позволяет им
находить общий язык с ребятами всего света. О том, как взаимодествовать с
ребёнком и почему беби-театр может быть интересным не только для маленьких
зрителей, но и для их родителей, рассказала актриса и соавтор спектакля Карлотта
Зини.
- Как Вы считаете,
насколько сильно развито восприятие у детей такого маленького возраста, 1-3
года? Действительно ли они понимают, что происходит на сцене?
- Мне кажется, дети в этом возраcте не нуждаются в том, чтобы понимать, что
происходит на сцене. Не так важно –
понимать каждую деталь, просто чувствовать. Главное быть в контакте с детьми.
- Работать с малышом
нелегко, он может испугаться внезапного шума или слишком яркого цвета, чего-то,
что мы, взрослые, не всегда можем понять. Как артисту беби-театра вести себя в
такой ситуации и готовы ли вы к ним? Что может сделать артист, чтобы ребёнок
почувствовал себя комфортно на представлении?
- Да, к таким ситуациям мы готовы, ведь наши спектакли всегда проходят по-разному. Бывает, дети пугаются чего-то в самом начале, но в течение представления прекращают бояться и плакать. Иногда случается, что один ребёнок плачет всё время спектакля. Будет лучше, если родители просто выведут его из зала. Возможно, он не может успокоиться потому, что просто ещё не привык к театру, испугался нового места, обстановки. Но всё-таки так бывает нечасто, обычно они остаются спокойными до самого конца.
- Да, к таким ситуациям мы готовы, ведь наши спектакли всегда проходят по-разному. Бывает, дети пугаются чего-то в самом начале, но в течение представления прекращают бояться и плакать. Иногда случается, что один ребёнок плачет всё время спектакля. Будет лучше, если родители просто выведут его из зала. Возможно, он не может успокоиться потому, что просто ещё не привык к театру, испугался нового места, обстановки. Но всё-таки так бывает нечасто, обычно они остаются спокойными до самого конца.
- Как вы поступите,
если в середине постановки ребёнок внезапно выбежит на сцену?
Всё зависит от конкретного случая. Иногда мы просто берём
ребёнка за руку и отводим его на место, этого бывает достаточно. Обычно дети
всё-таки понимают, и мы просим родителей обратить внимание детей, что они
пришли в театр смотреть и слушать.
- Ваш театр на
протяжении уже нескольких десятилетий создаёт постановки для малышей. Как вам кажется, в чём секрет популярности
беби-театра в Италии?
Для меня малыши – это лучшая аудитория на свете! Они такие
маленькие, ещё, возможно, не умеют говорить, но именно в этом возрасте они
изучают всё вокруг себя и постоянно слушают. Конечно, ты никогда не можешь
предсказать, что будет в следующий момент: кто-то начинает плакать, кто-то
может вскочить и выбежать на сцену, но всё-таки, мне кажется, это самые лучшие
слушатели. Возможно, это очень интересный вид театра и для взрослых: часто им
даже трудно представить себе, что их дети могут более получаса спокойно, без
разговоров, слушать!
- Расскажите о своих
впечатлениях от нашей русской юной аудитории. Есть ли какие-либо различия в восприятии
по сравнению с итальянскими ребятами?
- Мне кажется, сегодня родителей было чуть больше, чем детей (смеётся). Но те, что были, сидели с
огромными глазами, они мне очень понравились! Что касается восприятия, то мне
кажется, что все маленькие дети в мире в этом возрасте очень похожи, они
включаются в представление и наблюдают за ним примерно одинаково. Изменения есть в том, что происходит после
представления. Не всегда и не везде дети готовы выйти на сцену, когда мы
приглашаем их пройти в «домик», иногда они стесняются.
- Если говорить применительно
к России, возможно, это связано с тем, что беби-театр у нас только начинает
развиваться?
- Возможно, но перспективы для развития есть. Стоит начать с
сотрудничества с компаниями вроде нашей, с другими проектами для малышей. Мне
кажется, здесь всё просто: если вам это нравится, вы сможете сделать так же.
- Может ли зритель-малыш
чему-то научить актёра-взрослого?
- Их восприятие очень простое, в хорошем значении. Например,
если взрослые хлопают в конце спектакля, понимая, в каком-то смысле, что так
нужно, то дети – они просто счастливы и хлопают в том месте представления,
когда им нравится. Мне это очень важно. Для меня моя работа – большая радость.
Каждый раз происходит что-то новое, любопытное.
На сегодняшнем представлении девочка в красном платье положила на руку
немного мыльной пены в начала вдыхать её, растирать по рукам, такое было
впервые. А один ребёнок начать вытирать пол от мыльных брызгов! Иногда мне
кажется, взрослые забывают о том, как можно просто смотреть на мир.
ТЕКСТ: ТАТЬЯНА ДАМРИНА
ФОТО: ОЛЬГА МИХАЛЕВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий