Поиск по этому блогу

четверг, 23 апреля 2015 г.

Разговоры о разговоре с Беатой Бриден


XIII Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка»/Kingfestival представил зрителям театральные компании из двух городов и стран, с которыми Великий Новгород связывают побратимские отношения. Наши германские друзья, Городской театр Билефельда не только представили зрителям образцы современного театрального искусства, но и пригласили их обсудить увиденное, задать вопросы и просто познакомиться с культурой другой страны. За один день театральный педагог театра Беата Бриден провела две встречи: утром – со студентами Новгородского государственного университета и вечером со зрителями после спектакля «Страдания юного Вертера». Почему так важно знать мнение зрителя и как театр может влиять на проблемы современности  пресс-центру «Царь-сказки» рассказала Беата Бриден.
 Театру необходим непосредственный диалог с аудиторией?
Мне кажется, очень важно войти в контакт со зрителем более тесно, чем просто показать ему спектакль. Нам действительно интересно знать, какой эффект производит наша постановка.
Вы побывали в Новгородском университете с лекцией для студентов и в конце обсуждения раздали им специальные анкеты с вопросами, касающимися общечеловеческих тем: любовь, чувства, моральный выбор. Почему вы решили задать им именно эти вопросы?
Все они заложены в основе «Страданий юного Вертера» постановке, которую мы представили на фестивале, Вертер – воплощение романтической любви. Нам было интересно узнать, насколько эта тема актуальна для зрителя, готов ли он делать выбор между любовью, деньгами, обеспеченной жизнью. Мы попытались установить простую связь между постановкой и студентами через анкеты, узнать, кто из двух типов героев им ближе, Вертер или Альберт. У каждого есть своё собственное мнение об этой истории, каждый воспримет увиденное по-своему.  Подобные исследования мы проводим и в Германии  на торжественном открытии нового театрального сезона, сегодня решили привести этот опыт в Россию.

- Вчера на дискуссии после спектакля вы говорили о том, что такой формат обсуждения постановок очень популярен в Германии.  В России ситуация обстоит иначе. Наш зритель теряется на дискуссии, ему нужно время, чтобы адаптироваться к ней и попробовать заговорить, ему трудно сразу вступить в контакт. Как вы думаете, почему так происходит?
Возможно, просто потому, что такие дискуссии слишком редки. В Германии ими занимаются люди моей профессии, театральные педагоги. Нам интересно знать, о чём зритель хочет нас спросить и что он может нам ответить. Цель, которой мы хотим достигнуть – рефлексия зрителя над главной идей спектакля. В Билефельде мы проводили такой же эксперимент в школе с детьми, которые раньше никогда не принимали участие в подобных обсуждениях, и результат был похожим. Я не шокирована, это естественно, ведь, предмет наших обсуждений  здесь был очень личным. Не все готовы говорить о своём отношении к любви. Понимая это, мы и создали анкеты, рассчитывая, что так зрителю будет легче высказаться.
- Вы как-то учитываете мнения или пожелания аудитории при выборе пьесы для постановки, поиска проблемной темы?
На самом деле нет. В выборе мы руководствуемся принципом: ставить нужно то, о чём обязательно нужно сказать. Например, у нас была постановка «Отелло» по Шекспиру, где главную роль играл араб, человек иной национальности.  У людей есть множество предубеждений, ничем не обоснованных, они многое считают странным или опасным. Нам кажется, сейчас очень важно говорить об этом, когда люди наполнены страхом и теряют доверие друг к другу. Мы подбираем идею постановки, отталкиваясь от степени развития общества и тех проблем, которые в нём есть.
- Вы постарались приблизить «Вертера» современному зрителю, вписать его в современный контекст,  в том числе используя многие «адаптации»: шутки, музыку, много разных приёмов. Но существует ли в театре, особенно современном, граница между драмой и шуткой?
Думаю, очень трудно провести границу для каждой пьесы в отдельности. Мне кажется, шутки это такая же полноправная часть драмы. Глубина в спектакле достигается использованием широкого диапазона эмоций. Наша задача – привести публику к пониманию, над чем смеяться, а над чем плакать, и в процессе действия всё может меняться. То, что сначала казалось смешным, окажется трагичным.  Мы часто используем приём, когда приводим зрителя к высочайшей точке, к кульминации веселья, а после – резко  по контрасту ко напряжённой драматической сцене. Это очень серьёзный накал. Так мы «заполучаем» нашу публику.
В конце хотелось бы спросить вас и о третьем участнике фестивальной дискуссий – творческой лаборатории молодых театральных критиков. Сегодня вы присутствовали на обсуждении, выскзывались и отвечали на вопросы критиков. Вы считаете важным и полезным такое общение?

Несомненно. Это очень высокий уровень рефлексии, причём профессиональной. В Германии мы также проходят подобные события. Молодая критика – это новое молодое поколение специалистов, и нам очень важно и интересно знать их молодую свежую точку зрения. Всегда очень интересен взгляд со стороны на построение сюжета, вопросы идентификации актёра с его ролью, как на сегодняшней встрече. Это прекрасно – слышать разные мнения, даже если они противоречивы и противоположны.

ТЕКСТ: ТАТЬЯНА ДАМРИНА
ФОТО: ОЛЬГА МИХАЛЕВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий