Поиск по этому блогу

воскресенье, 29 мая 2011 г.

Фестиваль "Царь-Сказка": послесловие. ПОСЛАНИЕ ОТ ЦАРЯ (Светлана Рябова)


Знаете ли вы молитву песка?
Умеете ли вы стирать свои носки и зачитывать список продуктов?
Слышите ли вы время?
Держали ли вы в руках Послание?



Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка». Апрель, Великий Новгород. «Спам» - спектакль новгородского театра «Малый».
Вы садитесь в кресло зрительного зала и… оказываетесь наедине с жесткой правдой.
Ты потерял себя. Потерял среди чужих слов, чужого шепота и криков. Тебе все интересно… звук… запах… вкус… движение… цвет… ты насыщаешь себя многообразием. Оно манит, оно соблазняет.
Оно оглушает.

Спам. Как легко ты потерял себя. Где среди этих текстов и запахов - ты?
Мой друг убирает из комнаты книжный шкаф. Он чувствует: книги – живые, каждая не просто шепчет, каждая кричит на ухо свою мысль… мой друг слишком чувствителен, он теряет себя.
Поэтому он убирает книжный шкаф. Скоро воздуха в его комнате станет больше.
А потом мой друг выключает музыку – ему хочется слушать дождь. Он слышит сквозь эту капель послание – послание, предназначенное его глубинному я.
Мой друг выбрасывает кресло и холодильник. Послание огромное, а в его комнате слишком тесно, слишком душно.
Спектакль «Спам» новгородского театра «Малый» стоит посмотреть хотя бы единожды, чтобы ощутить, как душно внутри, как давно пора поменять носки и, может быть, пора вычеркнуть все продукты из списка и поголодать недельку.
Молитвы легки и прекрасны на пустой желудок.
Сидящий рядом рассказывает мне:
- Спам в моей жизни – это мысли. Причем – собственные. На них зависаешь, они не дают покоя. Хочется тишины. А сколько чужих мыслей, особенно – если идешь по улице и глазеешь по сторонам! Откровенный спам. Свое уже давно затеряно… Вот смотри (спектакль идет, сидящий рядом показывает на сцену) - дорога. Горизонтальная плоскость вдруг переходит в вертикальную. Дорога резко начинает идти вверх. Но не факт, что это путь к Посланию. Возможно, это просто дорога в сторону нового спама. Ищи дорогу – вовнутрь.
Я сижу в зрительном зале и вдруг понимаю, что мне нужно. Ребефинг! Особая дыхательная практика, помогающая прожить и отпустить. Дорога вовнутрь. Слишком сильно хочется родиться вновь, отдышаться…


А вот другой спектакль «Зима», поставленный по рассказу Евгения Гришковца. Этот спектакль привез Архангельский молодежный театр. Фестиваль продолжается…
А мне очень хочется на сей раз – в душ. Помыться. Мне стыдно, тошно. Я пытаюсь понять, как такое стало достойным сцены, как такое существует в мире искусства.
Мне говорит подруга:
- Это спектакль для определенного рода мужчин. Им он понятен и, наверное, интересен. Для тех – кто курит… для тех, кто с брюшком… для ресторанной тусовки…
И, правда, рядом сидит парень. Без брюшка, но – усмехается! Что-то отзывается у него внутри.
Гришковец – Гришковцом, но сама постановка? Декорации? Костюмы? Актеры? Их интонации и движения? Есть ли в этом - прикосновение хоть чьей-то одаренности?
Нет… Гришковец не Гришковцом… По-моему, я здесь лишняя. Герои орут, ругаются, рассуждают о липкой желчи. И я ощущаю, как эта желчь налипает на каждого сидящего в зале, как сигаретный дым устремляется в наши ноздри, а пошлость растекается по полу…
Скорее – в душ! Желательно – в контрастный!


Как чиста и прекрасна была «Спящая Красавица» - спектакль Латвийского театра кукол. Внутри просыпалось чувство детской радости, красоты и нежности. Актеры завораживали… Девочки со спектакля уходили - наполненные мечтами о чудесных принцессах и принцах.
Это был спектакль, после которого хотелось прямо у себя дома построить волшебный замок с зеркальными комнатами, тайными коридорами и высокими башнями. Или же – испечь волшебный пирог… или же облачиться в воздушное, сверкающее платье Феи… Наполнить свою жизнь волшебством, поэзией и музыкой… Спасибо чудесному, вдохновляющему спектаклю.


А вот «Крылышки» - венгерский спектакль.
Два ярких перышка отправляются в путешествие исследовать мир через воду, рисунки, тени и музыкальные инструменты. В игру включаются столы, подушки, одеяла, шарманки, волчки, картинки, звуки, наши руки, наши ноги и наши тени.
Актеры-венгры поют с очаровывающим акцентом простую песенку: «Мамочка… папочка… собачка… кошечка… Ре-бе-но-чек!» Парочка знакомых малышей, видевших этот спектакль, до сих пор напевают эту строчку своим мамам.
Этот спектакль был искренним и радужным, незатейливым, похожим на первую гамму. Добрым кусочком мира, в котором сквозь зонт светят звезды и звучит скрипочка.
После него хотелось разуться и возвращаться домой босиком, мурлыча разноцветные и сказочные песенки о друзьях и радугах…
Театральный фестиваль «Царь-Сказка» на своих крылышках летел от одного спектакля к другому, а я улыбалась: действительно: царь – сказка!
В царстве такого царя хочется жить.


Светлана Рябова

воскресенье, 22 мая 2011 г.

Вандалы и закрытие сезона




Новгородский театр "Малый" получил печальную татуировку на собственном зздании, пострадав от рук вандалов, решивших, что литературная цитата из творчества Меира Шалев может послужить украшение стены зрительного зала. Особую наглость данному поступку придают не только размеры цитаты, сколько факт того, что она была сделана днем, когда в театре шли репетиции заключительных спектаклей сезона. Данный факт подтвердил, что театральное здание по-прежнему беззащитно перед лицом хулиганов и вандалов.

пятница, 20 мая 2011 г.

Принц и берег турецкий










Команда спектакля "Принц и дочь великана" счастливо возвратилась из Турции, где новгородский спектакль прошел с большим успехом. Зрительская активность была такова, что первый спектакль посмотрело более 250 маленьких зрителей и сцена Оперы еле-еле смогла вместить всех желающих. Фестиваль в Эскишехире продлится еще десять дней, представив постановки из Испании, Нидерландов, Германии, Италии, Болгарии. Россию представил театр "Малый" - для лучшего понимания текста актерам пришлось освоить и турецкий язык, хотя в процессе спектакля и работал переводчик, который переводил для самых маленьких детей речь актеров. Новгородский спектакль посмотрело более 500 детей. Надо отметить, что фестиваль открылся с большим размахом - в Сазова парке на Открытии собралось более трех тысяч маленьких зрителей.

воскресенье, 8 мая 2011 г.

Рецензия: "Убежище. Дневник Анны Франк"

Театр публикует рецензию на спектакль Натальи Лягасовой, ученицы 11 класс МАОУ «Средняя общеобразовательная школа «Комплекс «Гармония» - по мнению жюри литературного конкурса, в которое вошли представители театра «Малый» и журналисты газеты «Новгород, ее работа стала лучшим сочинением-литературной рецензией на спектакль.



В прошлом году состоялась премьера постановки Малого театра по пьесе Фрэнсис Гудрич и Альберта Хаккета «Убежище. Дневник Анны Франк». Спектакль основан на записях, сделанных в годы Второй Мировой войны еврейской девочкой, чья семья более двух лет, с1942 по 1944, скрывалась от гестапо в Голландии. Как это ни странно, фамилия Анны созвучна с английским «frank», что в переводе означает «откровенный», «прямой». И действительно дневник создан в форме писем, адресованных вымышленной подруге по имени Китти, которой девочка доверяет все свои мысли, чувства, переживания, связанные с войной и жизнью в убежище. Достаточно необычно обыграна эта форма изложения в постановке, и, может, поэтому актриса, исполняющая роль Китти как второго, невидного окружающим «я» Анны Франк, производит наибольшее впечатление. Что еще поражает с самого начала спектакля, это леска, отделяющая сцену с происходящим на ней действием от зрительского зала. Получается, что герои как бы заключены в клетку и ни в чем не виновные обречены на гибель из-за своей национальности: эта же леска в одно мгновение ока превращается в колючую проволоку концентрационного лагеря, за которой остаются последняя надежда обитателей убежища на спасение, их мечты, стремления, непрожитые жизни , и вот уже грубый голос дико бьет по ушам, выкрикивая пятизначные номера – новые имена заключенных, и губы тех, которые так недавно ещё были людьми, хоть и уничтоженными, ущемленными в правах, словно завороженные, многократно повторяют эти имена. А платки, которые актеры завязывают на леске в самом конце спектакля, после их ухода остаются перед зрителями как немой укор в клочья разорванных о колючую проволоку людских сердец; сердец, в которых когда-то алой струей билась и пульсировала жизнь. Но они были лишены этой жизни - дверь закрыта, и героев больше нет, они ушли, чтобы не вернуться. Никогда.
Замысел режиссера по поводу финала постановки оказался очень оригинальным и настолько актуальным и неповторимым, что заставляет задуматься о невинных жертвах даже самых равнодушных зрителей.
Данная постановка сподвигла меня на чтение оригинала художественного произведения. И несмотря на то, что Дневник Анны Франк более объемное и подробное произведение, режиссер Малого театра смогла выбрать самое необходимое, чтобы вернуть нас в то ужасное время , для того чтобы мы , сегодняшние юноши и девушки, знали, какой ценой заплатили наши сверстники за нашу мирную жизнь.

суббота, 7 мая 2011 г.

Пермь и дочь великана








Новгородский театр для детей и молодежи "Малый" возвратился на историческую родину после успешных гастролей в Перми и Лысьве, где в начале мая стартовал Международный фестиваль театра для детей "Большая перемена". История шотландских венценосных особ прошла на Сцене-Молот в Перми дважды и переместилась в Лысьвенский театр драмы имени Савина. Надо отметить, что так далеко шотландские принцы еще не заходили.
За время показа актерами были изобретены безопасные бумажные бенгальские огни, королева обзавелась "солеными ушами" (от выражения "пермяк-соленые уши"), а шотландская гора исчезала "где-то в районе Лысьвы". Новгородцев постановка порадует 14 мая и сразу соберет чемоданы снова: актеры срочно учат турецкий для будущих гастролей в Турцию.

пятница, 29 апреля 2011 г.

Театральная лаборатория "Молодая критика-Театральное будущее"





На протяжении пяти дней фестиваля работала творческая лаборатория «Молодая критика – театральное будущее». Молодым театроведам из Москвы, Санкт-Петербурга, Финляндии, Польши, Латвии и Литвы была предоставлена возможность попробовать свои силы в обсуждении фестивальных спектаклей, попрактиковаться и получить ценный опыт. Девять театральных критиков, которые только начинают свою профессиональную карьеру, получили возможность встретиться и на разных языках (рабочими языками лаборатории были русский и английский) обсудить фестивальную действительность. Лабораторный опыт фестиваля продолжается с 2007 года в рамках фестиваля «Царь-Сказка» и новая лаборатория для молодых критиков - большое и значимое событие в их профессиональной биографии.
Обсуждение фестивальных спектаклей вызывало большой интерес - в лаборатории, помимо критиков, участвовали актёры, создатели спектаклей, зрители, заинтересованные в новом опыте. Они включались в действие, задавали вопросы, разгоралась полемика. По словам молодых критиков, сами они порой приходили на обсуждение с одним мнением по поводу спектакля, а услышав комментарии коллег, могли изменить его, по-новому взглянув на постановку.
Евгений Авраменко, критик из Санкт-Петербурга, впервые был на фестивале «Царь-сказка» и получил большое удовольствие, проведя пять фестивальных дней в Великом Новгороде:
- Хорошо, что у нас был такой плотный график. Мы смотрели иногда по пять спектаклей в день - и они были очень разнообразны по языку. Это и пластический театр, и кукольный, и театр, пытающийся разрушить какие-то традиционные границы, например, спектакль в классе «Моя мать Медея». Или идея спектакля «Маленький садик Гайа» для совсем маленьких детей, который напоминает, скорее, педагогическое занятие в театрализованной форме. Лично мне понравился спектакль «Бесстрашный барин» Российского академического Молодежного театра. Это действие, которое остроумно поставлено как игра, но при этом оно не скрывает своего игрового характера.
В последний день на закрытии фестиваля, помимо основных наград жюри, вручался специальный приз «Другой взгляд» от молодых критиков. Его получил швейцарский Пан-Театр за спектакль для детей «Маленький садик Гайа».
На вопрос, почему выбрали именно эту постановку, московский критик Ольга Топунова ответила:
- Мне кажется (и мы говорили об этом на обсуждении), что в нашей стране нет примеров такого театра - и это очень важно. Для меня спектакль был открытием, что так можно работать с детьми. Наоборот, для моих коллег, молодых критиков из Прибалтики, в этом не было ничего такого экстраординарного, потому что у них есть примеры такого театра, но у нас подобных примеров пока нет.
Кроме того, «альтернативные призы» получили Валмиерский драматический театр за его спектакль «Половодье и солнцестояния в звуках Страумены» (спектакль вызвал много споров и дискуссий) и театральные комиксы «Манолибера/Лёгкая рука» итальянского театра. С юмором подошли начинающие критики и к номинации «Лучшему актёру» - решено было подарить банку энергетического напитка актеру Хонзе Малику, который нарочно храпел на спектакле «Зачарованная де люкс», вызывая подлинное возмущение зрителей (хотя это и была часть задумки спектакля). «Чтобы он больше не спал», - пошутили критики.
По словам участников проекта, каждый предоставит обзорную статью о фестивале, которая будет опубликована на сайте «Царь-сказки» - и может быть, также напишет рецензию в газету или журнал. Поэтому вскоре мы сможем прочесть отзывы участников лаборатории «Молодая критика – театральное будущее» в Интернете и прессе.
Татьяна Алексеева

Датский фокус





Помимо плотного графика театральных спектаклей, фестиваль «Царь-Сказка» в этом году представил несколько необычных проектов по современной драматургии. И хотя зрители, к сожалению, не увидели ни одного спектакля из Дании, но страна сделала всё возможное, чтобы стать участником фестиваля – проект «Датский фокус» направлен на знакомство с театральными миром Дании.
С 23 апреля и до окончания фестиваля в фойе театра «Малый» проходит выставка раритетных датских афиш – это постеры спектаклей, которые были созданы с 1993 по 2009 год в театрах для детей и молодёжи Дании. А 27 апреля в последний фестивальный день участники фестиваля собрались в конференц-зале гостиницы «Садко», чтобы прослушать пьесы проекта «Датский фокус». Проект состоялся при поддержке Посольства Дании в Москве.
Используя опыт проектов «Швейцарское чтение» и «Театр в классе», в рамках проекта «Датский фокус» зачитывали синопсисы к пьесам, а затем актеры представляли небольшие эпизоды и отрывки из произведений датских драматургов. Несмотря на раннее начало читок (девять утра), актёрам театра «Малый» удалось по-настоящему разбудить зрителей, заставить их улыбнуться и посмеяться.
Хотя проблемы, которых коснулись авторы, совсем не забавны. В пьесе Микаэля Рамлесе «О мальчике, который был невидимым» сюжет - это некие социальные карикатуры на современное общество, равнодушное, безразличное и безучастное. Главного героя, «обычного мальчика» (его роль исполнял Алексей Коршунов) никто не замечает, даже собственные родители. Это доходит до абсурда, когда мама (актриса Татьяна Парфенова) берёт его за руку и говорит:
- Идём!
- Куда? – спрашивает он.
- В отделение полиции: заявить о твоей пропаже.
Действие заканчивается печально. В школе мальчик расстреливает людей из автомата с криком: «Ну, теперь вы меня видите?»
Не менее трагична ситуация в спектакле «Тайна» Томаса Ховальта. Трое детей скрывают смерть матери, чтобы их не разлучили и не отправили в приют. «Мы никому об этом не скажем, мы сохраним это в тайне», - говорит старшая сестра. В финале дети все же звонят в полицию и сообщают, что их мать умерла… два с половиной месяца тому назад. «Когда думаешь, что потерял всё, всегда оказывается, что можно потерять ещё больше».
Четыре пьесы, представленные в «Датском фокусе», раскрывают мир современной датской драматургии и возможно, что в будущем на российских сценах появятся новые спектакли по пьесам датских авторов. Во всяком случае, фестивальное знакомство с театральными миром Дании прошло успешно.

Татьяна Алексеева