
Театру необходим непосредственный диалог с
аудиторией?
Мне кажется, очень важно войти в контакт со зрителем более
тесно, чем просто показать ему спектакль. Нам действительно интересно знать,
какой эффект производит наша постановка.
Вы побывали в
Новгородском университете с лекцией для студентов и в конце обсуждения раздали
им специальные анкеты с вопросами, касающимися общечеловеческих тем: любовь,
чувства, моральный выбор. Почему вы решили задать им именно эти вопросы?
Все они заложены в основе «Страданий юного Вертера» постановке,
которую мы представили на фестивале, Вертер – воплощение романтической любви. Нам
было интересно узнать, насколько эта тема актуальна для зрителя, готов ли он
делать выбор между любовью, деньгами, обеспеченной жизнью. Мы попытались установить
простую связь между постановкой и студентами через анкеты, узнать, кто из двух
типов героев им ближе, Вертер или Альберт. У каждого есть своё собственное
мнение об этой истории, каждый воспримет увиденное по-своему. Подобные исследования мы проводим и в
Германии на торжественном открытии
нового театрального сезона, сегодня решили привести этот опыт в Россию.
- Вчера на дискуссии
после спектакля вы говорили о том, что такой формат обсуждения постановок очень
популярен в Германии. В России ситуация
обстоит иначе. Наш зритель теряется на дискуссии, ему нужно время, чтобы
адаптироваться к ней и попробовать заговорить, ему трудно сразу вступить в
контакт. Как вы думаете, почему так происходит?
Возможно, просто потому, что такие дискуссии слишком редки.
В Германии ими занимаются люди моей профессии, театральные педагоги. Нам
интересно знать, о чём зритель хочет нас спросить и что он может нам ответить.
Цель, которой мы хотим достигнуть – рефлексия зрителя над главной идей
спектакля. В Билефельде мы проводили такой же эксперимент в школе с детьми,
которые раньше никогда не принимали участие в подобных обсуждениях, и результат
был похожим. Я не шокирована, это естественно, ведь, предмет наших обсуждений здесь был очень личным. Не все готовы говорить
о своём отношении к любви. Понимая это, мы и создали анкеты, рассчитывая, что
так зрителю будет легче высказаться.
- Вы как-то учитываете
мнения или пожелания аудитории при выборе пьесы для постановки, поиска
проблемной темы?
На самом деле нет. В выборе мы руководствуемся принципом:
ставить нужно то, о чём обязательно нужно сказать. Например, у нас была
постановка «Отелло» по Шекспиру, где главную роль играл араб, человек иной
национальности. У людей есть множество
предубеждений, ничем не обоснованных, они многое считают странным или опасным.
Нам кажется, сейчас очень важно говорить об этом, когда люди наполнены страхом и
теряют доверие друг к другу. Мы подбираем идею постановки, отталкиваясь от
степени развития общества и тех проблем, которые в нём есть.
- Вы постарались
приблизить «Вертера» современному зрителю, вписать его в современный контекст, в том числе используя многие «адаптации»:
шутки, музыку, много разных приёмов. Но существует ли в театре, особенно
современном, граница между драмой и шуткой?
Думаю, очень трудно провести границу для каждой пьесы в
отдельности. Мне кажется, шутки это такая же полноправная часть драмы. Глубина
в спектакле достигается использованием широкого диапазона эмоций. Наша задача –
привести публику к пониманию, над чем смеяться, а над чем плакать, и в процессе
действия всё может меняться. То, что сначала казалось смешным, окажется
трагичным. Мы часто используем приём,
когда приводим зрителя к высочайшей точке, к кульминации веселья, а после –
резко по контрасту ко напряжённой
драматической сцене. Это очень серьёзный накал. Так мы «заполучаем» нашу
публику.
В конце хотелось бы
спросить вас и о третьем участнике фестивальной дискуссий – творческой
лаборатории молодых театральных критиков. Сегодня вы присутствовали на
обсуждении, выскзывались и отвечали на вопросы критиков. Вы считаете важным и
полезным такое общение?
Несомненно. Это очень высокий уровень рефлексии, причём
профессиональной. В Германии мы также проходят подобные события. Молодая
критика – это новое молодое поколение специалистов, и нам очень важно и
интересно знать их молодую свежую точку зрения. Всегда очень интересен взгляд
со стороны на построение сюжета, вопросы идентификации актёра с его ролью, как
на сегодняшней встрече. Это прекрасно – слышать разные мнения, даже если они
противоречивы и противоположны.
ТЕКСТ: ТАТЬЯНА ДАМРИНА
ФОТО: ОЛЬГА МИХАЛЕВА
ТЕКСТ: ТАТЬЯНА ДАМРИНА
ФОТО: ОЛЬГА МИХАЛЕВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий