Как решить, какой из спектаклей больше
нужен детям и подросткам? Как понять интересно ли это детям? Что необходимо
привнести в театр, а что наоборот – лучше вычеркнуть из сценария. Об этом и о
многом другом поведал пресс-службе фестиваля «Царь-сказка/Kingfestival» модератор международной лаборатории
«Молодые критики – театральное будущее» театральный критик Алексей Гончаренко.
Почему в
лаборатории принимают участие именно молодые критики? Быть может, если бы в
обсуждении участвовали более опытные специалисты, разговор получился бы более
разнообразным?
Лаборатория
подразумевает некое исследование, а не просто рабочую группу критиков, которые
приезжают на тот или иной фестиваль и профессионально обсуждают спектакли. Цель
лаборатории – помочь молодым профессионалам войти в профессию. Собственно для
этого лаборатория и была придумана. Ведь это уникальный случай в России, когда
обсуждать спектакли приезжают не маститые театралы, а студенты. Таким образом,
молодые критики постепенно входят в профессию, а театр узнает, кто будет
работать с ними через несколько лет.
Какое
умение является самым важным для молодых критиков?
Мне кажется,
одной из самых важных задач для критика является умение говорить. Потому что, если они будут в профессии и
будут успешны, они часто будут находиться в составе жюри разных фестивалей. И
когда им дается возможность поговорить, убедить или быть убежденными они должны
показать свой уровень. Это очень важно.
Какие темы
важны и актуальны для детей в наше время?
Мне кажется,
что сейчас в моде спектакль для самых маленьких, так называемый беби-театр. И в
Москве проходят лаборатории, и в рамках фестиваля, мы также можем наблюдать
спектакли для самых маленьких зрителей. И на них есть спрос, потому что если
раньше родители вели своих детей в театр, начиная со школьного возраста, то
теперь есть возможность приводить совсем маленьких ребят.
Также важен и
театр для подростков. К сожалению, мало современных пьес, каких-то неожиданных
проблемных ситуаций. В России нет пьес, где бы на сцене играли ровесники
подростка, и можно было бы увидеть проблемы поколения, понять, как реагировать
на те, или иные ситуации.
Также важно и
то, что должны существовать какие-то спектакли, которые позволят взглянуть на
ребенка по-другому. Как пример, могу привести прошедший на фестивале спектакль
«Шея жирафа» (Городской театр Билефельда, Германия). Он обращен к взрослому
зрителю, но раскрывает проблему детства. Спектакль показывает, как взрослый
человек может совершенно искалечить детскую судьбу.
Чего не хватает Российскому театру? Чему
можно поучиться у наших гостей?
Можно
посмотреть какие-то приемы, какие-то
интересные темы, литературу, по которой делали спектакли. Посмотреть
художественные приемы других театров, понять, как еще можно играть для детей и
молодежи.
Задачей
лаборатории является выбор победителя премии «Другой взгляд». По каким
критериям будут отбирать спектакль?
Критерии
могут обсуждать только сами участники лаборатории, так как они голосуют. Но
критерии у всех разные, кто-то думает, что победителем должен стать
современный, новый и неожиданный спектакль, кто считает, что спектакль должен
быть просто хорошего качества, кто-то говорит, что это должен быть спектакль,
которого еще никогда не было в детском театре. Самой сложной задачей для них
является принятие общего решения, тогда как эти девять человек представляют
разные школы и разные страны, а соответственно имеют и разное представление о театре.
Как
отбирают темы в детский театр? Какая тема не будет опасной для ребенка в
театре?
В целом любая тема подходит для ребенка, хотя существует
сеть исследователей театра для детей в рамках АССИТЕЖ. И у них каждую встречу
собираются исследователи, критики театра для детей и обязательно одну из своих сессий посвящают
теме табу для детей. Есть большой объем спектаклей для детей, где поднимается
тема смерти, почему нет? Вопрос в качестве спектакля. Вопрос такта, интонации.
Можно поставить спектакль чудовищно, а можно так, что потом молодому поколению
захочется поговорить, подумать. Мне кажется, сам театр должен брать на себя
ответственность, когда ставит спектакль, а родители, тогда, когда берут
ребенка с собой в театр. Ведь ребенок в
театре должен задуматься о чем-то важном и нужном ему.
ТЕКСТ Наталья Татаринова
ФОТО Анна Ващило
Комментариев нет:
Отправить комментарий