Поиск по этому блогу

понедельник, 20 апреля 2015 г.

Алексей Гончаренко: «Ребенок в театре должен задуматься о чем-то важном и нужном ему…»


Как решить, какой из спектаклей больше нужен детям и подросткам? Как понять интересно ли это детям? Что необходимо привнести в театр, а что наоборот – лучше вычеркнуть из сценария. Об этом и о многом другом поведал пресс-службе фестиваля «Царь-сказка/Kingfestival» модератор международной лаборатории «Молодые критики – театральное будущее» театральный критик Алексей Гончаренко.



Почему в лаборатории принимают участие именно молодые критики? Быть может, если бы в обсуждении участвовали более опытные специалисты, разговор получился бы более разнообразным?
Лаборатория подразумевает некое исследование, а не просто рабочую группу критиков, которые приезжают на тот или иной фестиваль и профессионально обсуждают спектакли. Цель лаборатории – помочь молодым профессионалам войти в профессию. Собственно для этого лаборатория и была придумана. Ведь это уникальный случай в России, когда обсуждать спектакли приезжают не маститые театралы, а студенты. Таким образом, молодые критики постепенно входят в профессию, а театр узнает, кто будет работать с ними через несколько лет.
Какое умение является самым важным для молодых критиков?
Мне кажется, одной из самых важных задач для критика является умение говорить.  Потому что, если они будут в профессии и будут успешны, они часто будут находиться в составе жюри разных фестивалей. И когда им дается возможность поговорить, убедить или быть убежденными они должны показать свой уровень. Это очень важно.
Какие темы важны и актуальны для детей в наше время?
Мне кажется, что сейчас в моде спектакль для самых маленьких, так называемый беби-театр. И в Москве проходят лаборатории, и в рамках фестиваля, мы также можем наблюдать спектакли для самых маленьких зрителей. И на них есть спрос, потому что если раньше родители вели своих детей в театр, начиная со школьного возраста, то теперь есть возможность приводить совсем маленьких ребят.
Также важен и театр для подростков. К сожалению, мало современных пьес, каких-то неожиданных проблемных ситуаций. В России нет пьес, где бы на сцене играли ровесники подростка, и можно было бы увидеть проблемы поколения, понять, как реагировать на те, или иные ситуации.


Также важно и то, что должны существовать какие-то спектакли, которые позволят взглянуть на ребенка по-другому. Как пример, могу привести прошедший на фестивале спектакль «Шея жирафа» (Городской театр Билефельда, Германия). Он обращен к взрослому зрителю, но раскрывает проблему детства. Спектакль показывает, как взрослый человек может совершенно искалечить детскую судьбу.
 Чего не хватает Российскому театру? Чему можно поучиться у наших гостей?
Можно посмотреть  какие-то приемы, какие-то интересные темы, литературу, по которой делали спектакли. Посмотреть художественные приемы других театров, понять, как еще можно играть для детей и молодежи.
Задачей лаборатории является выбор победителя премии «Другой взгляд». По каким критериям будут отбирать спектакль?
Критерии могут обсуждать только сами участники лаборатории, так как они голосуют. Но критерии у всех разные, кто-то думает, что победителем должен стать современный, новый и неожиданный спектакль, кто считает, что спектакль должен быть просто хорошего качества, кто-то говорит, что это должен быть спектакль, которого еще никогда не было в детском театре. Самой сложной задачей для них является принятие общего решения, тогда как эти девять человек представляют разные школы и разные страны, а соответственно имеют и  разное представление о театре.
Как отбирают темы в детский театр? Какая тема не будет опасной для ребенка в театре?

В целом любая тема подходит для ребенка, хотя существует сеть исследователей театра для детей в рамках АССИТЕЖ. И у них каждую встречу собираются исследователи, критики театра для детей  и обязательно одну из своих сессий посвящают теме табу для детей. Есть большой объем спектаклей для детей, где поднимается тема смерти, почему нет? Вопрос в качестве спектакля. Вопрос такта, интонации. Можно поставить спектакль чудовищно, а можно так, что потом молодому поколению захочется поговорить, подумать. Мне кажется, сам театр должен брать на себя ответственность, когда ставит спектакль, а родители, тогда, когда берут ребенка  с собой в театр. Ведь ребенок в театре должен задуматься о чем-то важном и нужном ему.

ТЕКСТ Наталья Татаринова
ФОТО Анна Ващило

Комментариев нет:

Отправить комментарий