Поиск по этому блогу

воскресенье, 28 апреля 2013 г.

Достоевский в движении


28 апреля на сцене Новгородского театра драмы в рамках XII Международного театрального фестиваля «Царь-сказка»/Kingfestival танцевальная компания из Праги «NANOHACH COMPANYJan Komarek» представила спектакль «Преступление и наказание». Спектакль состоялся при поддержке Министерства Культуры Чешской Республики и Чешского Центра в Москве

Фёдор Михайлович Достоевский оставил потомкам много философско-риторических восклицаний и вопросов: пожалуй, самый известный из них — тот, который в состоянии пустить в ход каждый школьник — про «тварь дрожащую» и её право. На втором плане остаётся нездоровое порочное сладострастие Мармеладова, а ещё дальше за ним — проблема чистоты нравственной жертвы Сонечки и Дуни.
Роман Достоевского пользуется чрезвычайной популярностью: по его мотивам снято несколько десятков сериалов и художественных фильмов, его активно адаптируют для театральных сцен. Что нового театр из Праги добавил к традиции классического прочтения произведения?
Сюжетная линия, в рамках которой проходило представление, ничем не отличалась от канонической. Неудавшийся студент Родион Романович Раскольников совершает преступление: убивает ростовщицу-старуху и её невинную сестру Елизавету, то ли по нужде, то ли она просто оказалась на пути к «его Тулону», ссылаясь на навязчивый образ Наполеона. После преступления «убивец» начинает размышлять о смысле и цене человеческой жизни, его мучительно изматывают мысли о наказании, олицетворением которого стал Порфирий Петрович. В кроткой Соне, в её жертвенной любви и преданности, Раскольников находит спасение, второе рождение, воскресение.
По сцене мечется Раскольников, словно загнанный зверь. Тело его прикрыто лёгкой набедренной повязкой белого цвета, совсем как у Христа в известном фильме Мела Гибсона. Он двигается от правого края к левому, ползая, приседая, переминаясь. Его действия сопровождает пронзительное либретто на чешском и латыни, которое исполняют сидящие на возвышенности девушки. По сути — они, меняя интонации, и формируют смысловое пространство спектакля, развивают его, продвигают сюжет от эпизода к эпизоду, уже в рамках которых вынужден функционировать главный герой.
Танец рассказывает о страхе, жажде понимания, отчаянии, муках совести, борьбе и раскаянии. Куда красноречивее выглядит дрожащее тело, которое ломается в беспорядочных судорогах, чем, например, словосочетание «мне больно». Зритель видит, что больно, он всё понимает без слов.
Интересно, что даже антракт был образно обусловлен и вписан в общий фабульный контекст спектакля: основная часть, наиболее страшная и мучительная, осталась позади, а с ней убийство Алёны Ивановны (процентщицы) и ужасы раскаяния. В перерыве, явно созданном искусственно, Раскольников принимал расслабляющие ванны для ног, переодевался и отдыхал, в то время как зрителям раздавали вино, крекеры и минеральную воду, видимо, предлагая помянуть двух невинно убиенных женщин.
Постановщик Ян Комарек выбрал в качестве основного образа для своего «Преступления и наказания» идею нравственного и духовного перерождения человека через душевную муку. Ею обусловлено каждое движение, каждый поворот головы и наклон туловища, плоть до кончиков пальцев.
Всё чаще современный театр старается уйти от словесного выражения мысли или чувства. Эксперименты со светом, звуковым сопровождением и пространством сцены делают его бесконечно разнообразным и живым. Слово уступает место жесту и движению, давая возможность высказываться телу. Пластичное и сильное, оно вырабатывает собственный понятийный язык.

 Анна Бардина


Комментариев нет:

Отправить комментарий